Как правильно отказать?

Отказ
Отказ

Не знаете, как правильно отказать? Вам помогут эти советы. Каждому из нас приходится в той или иной ситуации прибегать к отказу. Мы чисто физически не смогли бы всем помочь, везде проявить участие и на все просьбы ответить положительно.

Если вам поступило предложение и вы сказали – «да», то это всё решает. Если же вы собираетесь ответить отказом, то следовало бы учесть некоторые нюансы, помогающие избежать отрицательной реакции в ваш адрес. Ведь отказывая, мы можем потерять постоянного клиента, партнёра или просто приобрести «недруга», т. к. первая и наиболее частая реакция на отказ – это обида и вы в глазах того, кому вы отказали, превращаетесь в некоего отрицательного персонажа, а сам человек чувствует себя, как правило, униженным и оскорблённым.

Для того, чтобы этого не произошло, нужно «внести в отказ» некоторые коррективы. Они состоят в следующем:

Начинать нужно с позитива. Помните, как в известной сказке А. С. Пушкина, «Сказка о мёртвой царевне», на вопрос царевны зеркальце отвечало : «Ты прекрасна, спору нет, но царевна всё ж милее….». Сказочный персонаж – зеркальце поступило очень мудро. Оно избежало агрессии в той мере, в которой она могла проявиться. Это правило может распространяться на любые случаи жизни. Найдите положительные стороны и укажите на них.

Попросту говоря, скажите человеку о том, что его идея или предложение хороши и заслуживают внимания, но в данный момент вы не можете удовлетворить просьбу, так как … . И укажите конкретную причину. В этом случае человек (в его лице может быть и организация) чувствует ваше участие в его просьбе и то, что вы в курсе и изучили его предложение. Сначала озвучьте плюсы, если таковые имеются, а затем уже сам отказ будет «выглядеть» не таким оскорбляющим.

Ещё один вариант – предложить альтернативу. То есть дать в замен отказа какую – то встречную идею. Например, на уровне предприятий это выглядело бы примерно так: “Наша комиссия рассмотрела Ваше предложение и пришла к выводу, что на данном этапе это не представляется возможным, так как в регионе Х нет сотовой связи.

Но Вы можете подтвердить свою заявку на рассмотрение в последнем квартале этого года, потому что необходимые работы уже будут проведены.” Не важно, на профессиональном поприще или на бытовом, но отказы, составленные по подобным примерам, вызывают у человека понимание и даже некоторую благодарность за предоставленные варианты. Вот так вежливо и тактично вы сможете избежать гневных реакций в свой адрес.